Заголовок: Централизованное тестирование по биологии, 2022
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 23095

Централизованное тестирование по биологии, 2022

1.  
i

Ука­жи­те, какое общее свой­ство живых ор­га­низ­мов от­ра­же­но на ри­сун­ке:

1) раз­мно­же­ние;
2) раз­дра­жи­мость;
3) спо­соб­ность к са­мо­ре­гу­ля­ции;
4) един­ство хи­ми­че­ско­го со­ста­ва;
5) обмен ве­ществ с окру­жа­ю­щей сре­дой.
2.  
i

В ка­че­стве при­ме­ра пер­вич­ной эко­ло­ги­че­ской сук­цес­сии можно рас­смот­реть сук­цес­сию, ко­то­рая на­чи­на­ет­ся на:

1) лес­ной вы­руб­ке;
2) вы­сох­шем бо­ло­те;
3) за­бро­шен­ной пашне;
4) лугу, по­стра­дав­шем от по­жа­ра;
5) голой скаль­ной по­ро­де после раз­ра­бот­ки ме­сто­рож­де­ния.
3.  
i

Торф вхо­дит в со­став:

1) верх­не­го слоя тро­по­сфе­ры;
2) био­ген­но­го ве­ще­ства био­сфе­ры;
3) био­кос­но­го ве­ще­ства био­сфе­ры;
4) жи­во­го ве­ще­ства био­сфе­ры;
5) кос­но­го ве­ще­ства био­сфе­ры.
4.  
i

Ма­ли­ну можно раз­мно­жить кор­не­вы­ми че­рен­ка­ми. Такой спо­соб раз­мно­же­ния на­зы­ва­ет­ся:

1) конъ­юга­ция;
2) пар­те­но­ге­нез;
3) по­ло­вое раз­мно­же­ние;
4) фраг­мен­та­ция тал­ло­ма;
5) ве­ге­та­тив­ное раз­мно­же­ние.
5.  
i

Ап­ри­ум  — это меж­ви­до­вой ги­брид аб­ри­ко­са и сливы. Ука­жи­те метод се­лек­ции, ко­то­рый лежит в ос­но­ве его по­лу­че­ния:

1) от­да­лен­ная ги­бри­ди­за­ция;
2) есте­ствен­ный отбор;
3) ин­ду­ци­ро­ван­ный му­та­ге­нез;
4) ин­бри­динг;
5) аут­бри­динг.
6.  
i

Глу­ха­ри, те­те­ре­ва, фа­за­ны се­мей­ных пар не об­ра­зу­ют, о вы­вод­ке за­бо­тит­ся самка. Это опи­са­ние ха­рак­те­ри­зу­ет... по­пу­ля­ций:

1) по­ло­вую струк­ту­ру;
2) воз­раст­ную струк­ту­ру;
3) ем­кость среды оби­та­ния;
4) это­ло­ги­че­скую струк­ту­ру;
5) про­стран­ствен­ную струк­ту­ру.
7.  
i

Рас­пре­де­ли­те пары ор­га­низ­мов в за­ви­си­мо­сти от типа вза­и­мо­от­но­ше­ний между ними по груп­пам: кон­ку­рен­ция (I), хищ­ни­че­ство (II) и му­ту­а­лизм (III):

 

а)  мо­ло­дые сосна и бе­ре­за, рас­ту­щие рядом;

б)  зубр и бла­го­род­ный олень, па­су­щи­е­ся на одном лугу;

в)  сова и мышь;

г)  белый гриб и бе­ре­за;

д)  азот­фик­си­ру­ю­щая клу­бень­ко­вая бак­те­рия и фа­соль.

1) I — а, б; II — в; III — г, д;
2) I — а, б, г; II — д; III — в;
3) I — а, д; II — б, в; III — г;
4) I — б; II — в; III — а, г, д;
5) I — б, в, г; II — а; III — д.
8.  
i

Мак­ро­эле­мент, вхо­дя­щий в со­став нук­ле­и­но­вых кис­лот, кост­ной ткани, эмали зубов,  — это:

1) фтор;
2) фос­фор;
3) же­ле­зо;
4) на­трий;
5) цинк.
9.  
i

Белок ро­доп­син:

 

а)  обес­пе­чи­ва­ет им­мун­ный ответ;

б)  пе­ре­но­сит ионы калия через плаз­ма­лем­му;

в)  яв­ля­ет­ся зри­тель­ным пиг­мен­том сет­чат­ки глаза;

г)  обес­пе­чи­ва­ет вос­при­я­тие зву­ков во­лос­ко­вы­ми ре­цеп­тор­ны­ми клет­ка­ми;

д)  обес­пе­чи­ва­ет вос­при­я­тие света фо­то­ре­цеп­тор­ны­ми клет­ка­ми.

1) а, в;
2) а, г;
3) б, д;
4) в, д;
5) толь­ко д.
10.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между по­ня­ти­я­ми каж­дой пары су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

диф­фу­зия  — пе­ре­ме­ще­ние мо­ле­ку­ляр­но­го азота  =  эн­до­ци­тоз  — ?

1) мем­бран­ный насос;
2) вы­де­ле­ние мо­че­ви­ны;
3) пас­сив­ный транс­порт;
4) по­гло­ще­ние пи­та­тель­ных ве­ществ яй­це­клет­кой;
5) вы­ве­де­ние из клет­ки син­те­зи­ро­ван­ных в ней по­ли­са­ха­ри­дов.
11.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между по­ня­ти­я­ми каж­дой пары су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

ас­си­ми­ля­ция  — био­син­тез по­ли­са­ха­ри­дов  =  дис­си­ми­ля­ция  — ?

1) ана­бо­лизм;
2) ре­пли­ка­ция ДНК;
3) за­па­са­ние гли­ко­ге­на;
4) пла­сти­че­ский обмен;
5) рас­щеп­ле­ние глю­ко­зы.
12.  
i

При­ме­ром ка­та­мор­фо­за яв­ля­ет­ся:

1) пре­ду­пре­жда­ю­щая окрас­ка у шерш­ня;
2) на­ли­чие со­су­дов в про­во­дя­щей ткани у рас­те­ний;
3) двой­ное опло­до­тво­ре­ние у по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний;
4) ре­дук­ция ли­стьев у по­ви­ли­ки и дру­гих рас­те­ний-па­ра­зи­тов;
5) тон­кий длин­ный ду­го­об­раз­но за­гну­тый вниз клюв у не­ко­то­рых на­се­ко­мо­яд­ных птиц.
13.  
i

Ро­до­слов­ная ил­лю­стри­ру­ет на­сле­до­ва­ние од­но­го из за­бо­ле­ва­ний. Опре­де­ли­те тип на­сле­до­ва­ния за­бо­ле­ва­ния:

1) ауто­сом­но-ре­цес­сив­ный;
2) ауто­сом­но-до­ми­нант­ный;
3) сцеп­лен­ный с Y-хро­мо­со­мой;
4) сцеп­лен­ный с X-хро­мо­со­мой ре­цес­сив­ный;
5) сцеп­лен­ный с X-хро­мо­со­мой до­ми­нант­ный.
14.  
i

Лист дуба изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

12345
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
15.  
i

Объ­ек­том пуш­но­го зве­ро­вод­ства в Бе­ла­ру­си яв­ля­ет­ся:

1) коала;
2) норка;
3) га­виал;
4) ехид­на;
5) ев­ро­пей­ская рысь.
16.  
i

Ге­те­ро­троф­ный тип пи­та­ния и на­ли­чие по­ро­ши­цы для вы­ве­де­ния не­пе­ре­ва­рен­ных остат­ков пищи ха­рак­тер­ны для:

1) ульвы;
2) амебы;
3) ин­фу­зо­рии;
4) ла­ми­на­рии;
5) хла­ми­до­мо­на­ды.
17.  
i

При про­из­вод­стве йо­гур­та ис­поль­зу­ют­ся мо­лоч­но­кис­лые бак­те­рии, ко­то­рые пи­та­ют­ся го­то­вы­ми ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми, со­дер­жа­щи­ми­ся в мо­ло­ке. На ос­но­ва­нии этого при­зна­ка ука­зан­ных бак­те­рий можно от­не­сти к:

1) па­ра­зи­там;
2) анаэ­ро­бам;
3) спи­рил­лам;
4) ав­то­тро­фам;
5) са­про­тро­фам.
18.  
i

Ко­рень по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний:

 

а)  спо­со­бен вет­вить­ся, об­ра­зуя кор­не­вую си­сте­му;

б)  на­зы­ва­ет­ся глав­ным, если раз­ви­ва­ет­ся из за­ро­ды­ше­во­го ко­реш­ка се­ме­ни;

в)  может участ­во­вать в об­ра­зо­ва­нии ми­ко­ри­зы;

г)  рас­тет в длину за счет де­ле­ния кле­ток внут­рен­не­го слоя дре­ве­си­ны;

д)  имеет со­су­ды, об­ра­зо­ван­ные жи­вы­ми тон­ко­стен­ны­ми клет­ка­ми.

1) а, б, в;
2) а, б, д;
3) а, в, г;
4) б, в, д;
5) б, г, д.
19.  
i

Ука­жи­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для сосны обык­но­вен­ной:

 

а)  по­кров­ная ткань листа за­щи­ще­на ку­ти­ку­лой;

б)  за счет кам­бия, рас­по­ло­жен­но­го между дре­ве­си­ной и серд­це­ви­ной, сте­бель спо­со­бен к утол­ще­нию;

в)  жен­ские шишки крас­но­ва­то­го цвета рас­по­ла­га­ют­ся вб­ли­зи вер­хуш­ки мо­ло­до­го по­бе­га;

г)  для опло­до­тво­ре­ния не­об­хо­ди­мо на­ли­чие воды.

1) а, б;
2) а, в;
3) а, г;
4) б, в;
5) в, г.
20.  
i

Оха­рак­те­ри­зуй­те дож­де­во­го червя:

 

а)  оби­та­ет в почве;

б)  в кожно-му­скуль­ном мешке три слоя мышц  — коль­це­вые, косые и про­доль­ные;

в)  име­ет­ся брюш­ная нерв­ная це­поч­ка;

г)  кро­ве­нос­ная си­сте­ма за­мкну­тая;

д)  раз­ви­ва­ет­ся со сме­ной хо­зя­ев.

1) а, б, г;
2) а, б, д;
3) а, в, г;
4) б, в, д;
5) в, г, д.
21.  
i

При со­став­ле­нии срав­ни­тель­ной ха­рак­те­ри­сти­ки двух жи­вот­ных при­зна­ки од­но­го из них были уте­ря­ны, при­зна­ки дру­го­го жи­вот­но­го со­хра­ни­лись: уси­ков одна пара; ко­неч­но­сти чле­ни­стые; орган вы­де­ле­ния  — маль­пи­ги­е­вы со­су­ды; раз­ви­тие с пол­ным ме­та­мор­фо­зом. Опре­де­ли­те, каких жи­вот­ных срав­ни­ва­ли:

1) краба и цик­ло­па;
2) гидру и реч­но­го рака;
3) реч­но­го рака и скор­пи­о­на;
4) гидру и ик­со­до­во­го клеща;
5) ик­со­до­во­го клеща и май­ско­го жука.
22.  
i

У ля­гуш­ки озер­ной:

 

а)  по­зво­ноч­ник со­сто­ит из че­ты­рех от­де­лов: шей­но­го, ту­ло­вищ­но­го, крест­цо­во­го и хво­сто­во­го;

б)  ор­га­ны вы­де­ле­ния  — та­зо­вые почки;

в)  пи­ще­вод в ниж­ней части рас­ши­рен и об­ра­зу­ет кло­аку;

г)  глаза за­щи­ще­ны по­движ­ны­ми ве­ка­ми и ми­га­тель­ной пе­ре­пон­кой;

д)  в цикле раз­ви­тия име­ет­ся ли­чи­ноч­ная ста­дия.

1) а, б, д;
2) а, в, г;
3) а, г, д;
4) б, в, г;
5) б, г, д.
23.  
i

На схеме стро­е­ния глаза че­ло­ве­ка зри­тель­ный нерв обо­зна­чен циф­рой:

1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
24.  
i

У че­ло­ве­ка сли­зи­стая обо­лоч­ка носа:

1) со­сто­ит из цель­ных хря­ще­вых колец;
2) яв­ля­ет­ся ме­стом об­ра­зо­ва­ния аль­ве­ол;
3) об­ра­зу­ет склад­ки с го­ло­со­вы­ми связ­ка­ми;
4) про­ни­за­на гу­стой сетью кро­ве­нос­ных со­су­дов;
5) со­дер­жит ды­ха­тель­ный центр, кон­тро­ли­ру­ю­щий вдох и выдох.
25.  
i

Тра­пе­ци­е­вид­ная мышца ту­ло­ви­ща че­ло­ве­ка:

 

а)  вхо­дит в со­став пас­сив­ной части опор­но-дви­га­тель­но­го ап­па­ра­та;

б)  об­ра­зо­ва­на тка­нью внут­рен­ней среды;

в)  в мо­мент со­кра­ще­ния уко­ра­чи­ва­ет­ся и пе­ре­ме­ща­ет кости;

г)  при ста­ти­че­ской ра­бо­те до­сти­га­ет утом­ле­ния быст­рее, чем при ди­на­ми­че­ской.

1) а, в;
2) а, г;
3) б, в;
4) б, г;
5) в, г.
26.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ния, вер­ные в от­но­ше­нии пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы и об­ме­на ве­ществ в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка:

 

а)  ро­то­вая по­лость со­об­ща­ет­ся с глот­кой от­вер­сти­ем, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся зевом;

б)  ли­зо­цим слюны рас­щеп­ля­ет уг­ле­во­ды пищи;

в)  со­дер­жа­ща­я­ся в же­лу­доч­ном соке ли­па­за рас­щеп­ля­ет жиры мо­ло­ка;

г)  желчь, вы­ра­ба­ты­ва­е­мая под­же­лу­доч­ной же­ле­зой, по про­то­ку по­сту­па­ет в ки­шеч­ник;

д)  жи­ро­рас­тво­ри­мый ви­та­мин D ре­гу­ли­ру­ет обмен каль­ция и фос­фо­ра.

1) а, б, в;
2) а, в, д;
3) а, г, д;
4) б, в, г;
5) б, в, д.
27.  
i

У сол­да­та на фор­мен­ной одеж­де име­ет­ся на­груд­ная на­шив­ка: 0(I) Rh-. Это озна­ча­ет, что у сол­да­та:

1) в плаз­ме крови име­ет­ся осо­бый белок — резус-фак­тор, а в эрит­ро­ци­тах — ан­ти­те­ла  альфа и  бета ;
2) в плаз­ме крови име­ют­ся ан­ти­те­ла  альфа и осо­бый белок — резус-фак­тор, а в эрит­ро­ци­тах — ан­ти­ген В;
3) в плаз­ме крови име­ют­ся ан­ти­те­ла  альфа и  бета , а в эрит­ро­ци­тах от­сут­ству­ет осо­бый белок — резус-фак­тор;
4) в плаз­ме крови име­ют­ся ан­ти­ге­ны А и В, а в эрит­ро­ци­тах от­сут­ству­ет осо­бый белок — резус-фак­тор;
5) в плаз­ме крови от­сут­ству­ют ан­ти­те­ла  альфа и  бета и осо­бый белок — резус-фак­тор, а в эрит­ро­ци­тах име­ют­ся ан­ти­ге­ны А и В.
28.  
i

Ука­жи­те не­до­ста­ю­щее звено в схеме гу­мо­раль­ной ре­гу­ля­ции в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка:

Зад­няя доля не­пар­ной же­ле­зы внут­рен­ней сек­ре­ции → ? → Сти­му­ля­ция ро­до­вой де­я­тель­но­сти

1) кор­ти­зол;
2) эст­ра­диол;
3) ок­си­то­цин;
4) ад­ре­на­лин;
5) те­сто­сте­рон.
29.  
i

На схеме стро­е­ния ней­ру­лы циф­ра­ми 1–3 обо­зна­че­ны три за­ро­ды­ше­вых 3 лист­ка. Ука­жи­те, из кле­ток ка­ко­го за­ро­ды­ше­во­го лист­ка раз­ви­ва­ет­ся каж­дая из при­ве­ден­ных струк­тур ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка:

A)  почки;

Б)  яич­ни­ки;

B)  го­лов­ной мозг;

Г)  щи­то­вид­ная же­ле­за.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: А1Б1В2ГЗ.

30.  
i

Опре­де­ли­те струк­ту­ру клет­ки по крат­кой ха­рак­те­ри­сти­ке:

Ха­рак­те­ри­сти­ка

A)  дву­мем­бран­ный ор­га­но­ид, в ко­то­ром про­те­ка­ет кис­ло­род­ный этап кле­точ­но­го ды­ха­ния

Б)  бес­цвет­ные пла­сти­ды, в ко­то­рых за­па­са­ют­ся пи­та­тель­ные ве­ще­ства  — крах­мал, белки, ли­пи­ды

B)  си­сте­ма мик­ро­тру­бо­чек, не огра­ни­чен­ная соб­ствен­ной мем­бра­ной; участ­ву­ет в фор­ми­ро­ва­нии ве­ре­те­на де­ле­ния

Г)  си­сте­ма ка­на­лов и по­ло­стей, окру­жен­ных мем­бра­ной, на по­верх­но­сти ко­то­рых син­те­зи­ру­ют­ся уг­ле­во­ды и ли­пи­ды

Струк­ту­ра

1)  ри­бо­со­ма

2)  лей­ко­пла­сты

3)  ми­то­хон­дрия

4)  кле­точ­ный центр

5)  глад­кая эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер:А5Б5ВЗГ2.

31.  
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к их фор­ми­ро­ва­нию:

Ор­га­ны (струк­ту­ры)

A)  яй­це­клад куз­не­чи­ка и жало пчелы

Б)  ко­люч­ки как­ту­са и шипы еже­ви­ки

B)  тык­ви­на огур­ца и ягода ви­но­гра­да

Г)  кор­не­плод мор­ко­ви и корни-при­сос­ки омелы

Д)  ко­па­тель­ные ко­неч­но­сти крота и ко­па­тель­ные ко­неч­но­сти мед­вед­ки

Схема спо­со­ба

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б5ВЗГ2Д1.

32.  
i

Про­чи­тай­те текст. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых при­ве­де­ны све­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к фи­зио­ло­ги­че­ско­му кри­те­рию вида Ши­ро­ко­уш­ка ев­ро­пей­ская:

 

(1) Ши­ро­ко­уш­ка ев­ро­пей­ская за­не­се­на в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь. (2) Это ле­ту­чая мышь мел­ких раз­ме­ров с дли­ной тела 45–58 мм. (3) Мор­доч­ка у нее ко­рот­кая и тупая, буль­до­жье­го типа, почти чер­ная, уши ши­ро­кие, срос­ши­е­ся у ос­но­ва­ния. (4) Оби­та­ет ши­ро­ко­уш­ка в ши­ро­ко­лист­вен­ных и сме­шан­ных лесах, часто встре­ча­ет­ся на тер­ри­то­рии на­се­лен­ных пунк­тов и окуль­ту­рен­ных ланд­шаф­тов. (5) Пи­ще­вой ра­ци­он ши­ро­ко­уш­ки со­став­ля­ют жуки, мел­кие ба­боч­ки, ко­ма­ры и дру­гие на­се­ко­мые. (6) В мае  — июне самки груп­пи­ру­ют­ся в ма­те­рин­ские ко­ло­нии, в июне  — июле у них по­яв­ля­ют­ся по 1–2 де­те­ны­ша. (7) На зиму ле­ту­чие мыши впа­да­ют в спяч­ку.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

33.  
i

Ука­жи­те вер­ные утвер­жде­ния:

 

1)  сте­но­бион­ты  — ор­га­низ­мы, име­ю­щие узкие пре­де­лы вы­нос­ли­во­сти;

2)  пред­ста­ви­те­ли нек­то­на имеют хо­ро­шо раз­ви­тую му­ску­ла­ту­ру, об­те­ка­е­мую форму тела, эла­стич­ные кож­ные по­кро­вы;

3)  оро­гра­фи­че­ские абио­ти­че­ские фак­то­ры под­раз­де­ля­ют на фи­зи­че­ские и хи­ми­че­ские, при­ме­ром по­след­них яв­ля­ет­ся кис­лот­ность почвы;

4)  при от­сут­ствии де­фи­ци­та воды эф­фек­тив­ной за­щи­той рас­те­ний от пе­ре­гре­ва может быть уси­лен­ная транс­пи­ра­ция бла­го­да­ря боль­шо­му ко­ли­че­ству устьиц в ли­стьях;

5)  у све­то­лю­би­вых рас­те­ний в ли­сто­вых пла­стин­ках столб­ча­тая па­рен­хи­ма обыч­но раз­ви­та слабо и пред­став­ле­на одним слоем кле­ток, хло­ро­пла­сты круп­ные, много меж­клет­ни­ков;

6)  у ксе­ро­фи­тов тон­кие ли­сто­вые пла­стин­ки с по­сто­ян­но от­кры­ты­ми устьи­ца­ми, у не­ко­то­рых име­ют­ся спе­ци­фи­че­ские «во­дя­ные устьи­ца», через ко­то­рые вода вы­де­ля­ет­ся в ка­пель­но-жид­ком со­сто­я­нии.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

34.  
i

В клет­ке ко­ро­вы в конце син­те­ти­че­ско­го (S) пе­ри­о­да ин­тер­фа­зы со­дер­жит­ся 60 хро­мо­сом. Сколь­ко хро­ма­тид от­хо­дит к каж­до­му по­лю­су клет­ки в ана­фа­зе мей­о­за II?

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 15.

35.  
i

В ка­ри­о­ти­пе шим­пан­зе в норме 48 хро­мо­сом. Сколь­ко хро­мо­сом со­дер­жит­ся в со­ма­ти­че­ской клет­ке му­тант­ной формы шим­пан­зе, если к воз­ник­но­ве­нию этой формы при­ве­ла нул­ли­со­мия по одной паре хро­мо­сом?

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 15.

36.  
i

Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК со­дер­жит 68 ци­ти­ди­ло­вых нук­лео­ти­дов, что со­став­ля­ет 34% от об­ще­го ко­ли­че­ства нук­лео­ти­дов в этом фраг­мен­те. Опре­де­ли­те ко­ли­че­ство ти­ми­ди­ло­вых нук­лео­ти­дов, со­дер­жа­щих­ся в дан­ном фраг­мен­те мо­ле­ку­лы ДНК.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 15.

37.  
i

У по­пу­га­ев ген, опре­де­ля­ю­щий длину ног, рас­по­ло­жен в ауто­со­ме. Уко­ро­чен­ные ноги до­ми­ни­ру­ют над длин­ны­ми но­га­ми, при этом у го­мо­зи­гот­ных ко­рот­ко­но­гих птен­цов силь­но уко­ро­че­ны и клюв, и яй­це­вой зуб, они не могут про­бить скор­лу­пу и, не вы­лу­пив­шись, гиб­нут. Гены окрас­ки опе­ре­ния сцеп­ле­ны с Z–хро­мо­со­мой. Зе­ле­ная окрас­ка опе­ре­ния до­ми­ни­ру­ет над жел­той. При скре­щи­ва­нии по­пу­га­ев с уко­ро­чен­ны­ми но­га­ми и зе­ле­ным опе­ре­ни­ем между собой в их потом­стве по­яви­лась длин­но­но­гая жел­тая самка. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность (%) вы­луп­ле­ния у этой пары среди самок осо­бей с уко­ро­чен­ны­ми но­га­ми и зе­ле­ным опе­ре­ни­ем? Учи­ты­вай­те, что жен­ский пол у по­пу­га­ев ге­те­ро- га­мет­ный, а муж­ской  — го­мо­га­мет­ный.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ное число округ­ли­те до це­ло­го), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 15.

38.  
i

Опре­де­ли­те си­сте­ма­ти­че­ское по­ло­же­ние лан­ды­ша май­ско­го, на­чи­ная с са­мо­го низ­ко­го ранга, рас­по­ло­жив по по­ряд­ку шесть под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

1)  род Лан­дыш;

2)  цар­ство Рас­те­ния;

3)  отряд Дву­доль­ные;

4)  класс Од­но­доль­ные;

5)  вид Лан­дыш май­ский;

6)  се­мей­ство Спар­же­вые;

7)  тип Ядо­ви­тые рас­те­ния;

8)  отдел По­кры­то­се­мен­ные.

39.  
i

Опре­де­ли­те, пред­ста­ви­те­ли сколь­ких типов жи­вот­ных при­ве­де­ны в пе­реч­не: це­пень бычий, овод бычий, ме­дян­ка, щи­тень ве­сен­ний, без­зу­б­ка обык­но­вен­ная, ост­ри­ца дет­ская, шел­ко­пряд ту­то­вый, скат-хво­сто­кол.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­рой, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 8.

40.  
i

Ука­жи­те рас­те­ния, име­ю­щие сухой мно­го­се­мян­ный вскры­ва­ю­щий­ся двумя створ­ка­ми плод:

 

1)  мак;

2)  овес;

3)  липа;

4)  ка­пу­ста;

5)  под­сол­неч­ник;

6)  пас­ту­шья сумка.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 15.

41.  
i

Ука­жи­те не­вер­ные утвер­жде­ния:

 

1)  грибы могут па­ра­зи­ти­ро­вать на жи­вот­ных, вы­зы­вая ми­ко­зы;

2)  у тру­то­вых гри­бов пло­до­вое тело обыч­но твер­дое, ко­пы­то­об­раз­ной формы;

3)  дрож­жи  — ав­то­ге­те­ро­тро­фы, по­это­му в при­ро­де они встре­ча­ют­ся там, где есть свет;

4)  осе­нью у шля­поч­ных гри­бов на­блю­да­ет­ся по­ло­вое раз­мно­же­ние путем поч­ко­ва­ния;

5)  мукор, кла­до­ния и пе­ни­цилл  — это ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ные в при­ро­де плес­не­вые грибы;

6)  по форме тал­ло­ма ли­шай­ни­ки под­раз­де­ля­ют­ся на на­кип­ные (или кор­ко­вые), ли­сто­ва­тые и ку­сти­стые.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

42.  
i

Ука­жи­те не­вер­ные утвер­жде­ния:

 

1)  дель­фи­ны и киты дышат ат­мо­сфер­ным воз­ду­хом;

2)  у птиц клю­чи­цы срас­та­ют­ся с об­ра­зо­ва­ни­ем ви­лоч­ки;

3)  в по­зво­ноч­ни­ке у аиста пять от­де­лов, а у со­ба­ки  — че­ты­ре;

4)  у ли­си­цы столь­ко же кру­гов кро­во­об­ра­ще­ния, сколь­ко и у сойки;

5)  по типу раз­ви­тия птен­цы дят­лов и во­ро­бьев от­но­сят­ся к вы­вод­ко­вым;

6)  у всех жи­вот­ных по­лость тела раз­де­ле­на диа­фраг­мой на груд­ную и брюш­ную части.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

43.  
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность дви­же­ния крови в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка из ле­гоч­ных вен в ниж­нюю полую вену, вы­брав пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

 

1)  аорта;

2)  левый же­лу­до­чек;

3)  левое пред­сер­дие;

4)  ка­пил­ля­ры ма­ло­го круга кро­во­об­ра­ще­ния;

5)  ка­пил­ля­ры боль­шо­го круга кро­во­об­ра­ще­ния;

6)  от­вер­стие, снаб­жен­ное дву­створ­ча­тым кла­па­ном;

7)  от­вер­стие, снаб­жен­ное трех­створ­ча­тым кла­па­ном.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 54123.

44.  
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к их фор­ми­ро­ва­нию:

При­мер

A)  во время фазы мед­лен­но­го сна сни­жа­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра тела

Б)  при ин­тен­сив­ной фи­зи­че­ской на­груз­ке ак­ти­ви­ру­ет­ся сек­ре­ция пота

B)  после не­сколь­ких глу­бо­ких вдо­хов и мед­лен­ных вы­до­хов за­мед­ля­ет­ся пульс

Г)  из-за ис­пу­га ослаб­ля­ют­ся со­кра­ще­ния глад­кой му­ску­ла­ту­ры же­луд­ка и ки­шеч­ни­ка

Д)  при пе­ре­хо­де из ярко осве­щен­но­го по­ме­ще­ния в более тем­ное рас­ши­ря­ют­ся зрач­ки

Отдел

1)  сим­па­ти­че­ский

2)  па­ра­сим­па­ти­че­ский

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б5ВЗГ2Д1.